Дети отличаются от взрослых тем, что последние учат первых.
Как правило, учителя любят учить, а ученики не любят учиться. При этом, когда ученики вырастают и становятся учителями, они в большинстве своем забывают о своей детской нелюбви к учебе и пытаются эту самую любовь к учению своим подопечным всеми силами и средствами прививать, а когда сталкиваются с отторжением, обижаются на учеников и говорят об «испорченном поколении».
Я вполне традиционный взрослый преподаватель. Сам учить люблю, причем и детей, и взрослых. Сам учиться не люблю, хотя и понимаю необходимость обучения. При этом с возрастом и жизненным опытом, пришло осознание того, что полезен далеко не всякий обучающий процесс, а научить чему-то хорошему, может далеко не всякий взрослый, занимающийся образовательной деятельностью.
На мой взгляд, учить могут только те, кому есть чему учить других, т.е. настоящий учитель это не тот кто тупо перечитывает свои или, что тоже достаточно часто встречается, чужие учебники и заставляют аудиторию зубрить «истины», которые в объективном смысле истинами не являются, а тот, кто способен и стремится передать знания и опыт, оказывающие реальную помощь в решении практических жизненных проблем.
Кроме того, настоящий учитель обязан любить своих учеников и искренне желать им добра и счастья. В таком понимании образовательный процесс – это начальный этап долгого пути становления доброго и счастливого человека.
Злой несчастный человек столь же недопустим в учебной аудитории, сколь и субъект инфицированный социально опасным заболеванием, типа открытой формы туберкулеза.
Причем, если с последним не спорит никто, то утверждение о недопустимости в сферу образования злых и несчастных, остается не более чем идеальной гипотезой, поскольку жизнь убеждает в том, что процент озлобленных неудачников в преподавательской среде, продолжает оставаться запредельно высоким.
Чему могут научить люди, которые не любят ни свой предмет, ни свой вуз, училище, школу, ни своих учеников, вопрос риторический.
Я человек добрый и счастливый. Полагаю, образовательный процесс, одним из самых лучших видов профессиональной деятельности.
Преподаватель вуза имеет дело с людьми, которые сделали самостоятельный жизненный выбор, определили будущую профессию и место где этой профессии могут научить. Соответственно от нас, преподавателей, в первую очередь зависит, чтобы наши ученики, не разочаровались в своем выборе, утвердились в правильности принятого решения и начали самостоятельное движение к двуединой цели человеческого бытия – достижению добра и счастья, для себя и своего ближнего и дальнего окружения.
Тем, кто спрашивает меня в чем я вижу смысл преподавательской профессии, объясняю, что образовательный труд (не путать с учебной работой) – это оплачиваемый способ получать удовольствие от позитивного человеческого общения. При этом деньги, полученные за удовольствие в образовательной сфере, можно тратить на другие удовольствия в других жизненных областях. Вот такая вот вечная музыка получается.
Моя образовательная карьера, так же как и научная, носит завершенный и вполне себе удачный характер. Как и у всех детей, которые со временем становятся взрослыми, я начал образовательный процесс учеником, а потом волею судьбы и моих добрых наставников, стал учителем.