Список

В культовом фильме «переходного» российского времени «Брат-2» звучала песня «Полковнику никто не пишет», начинавшаяся словами «Большие города, пустые поезда, ни берега, ни дна, все начинать с начала…». Действительно, ощущения, испытываемые при попадании в большой город, сродни, тем, которые переживаешь, оказавшись в бескрайнем океане, в котором «ни берега, ни дна», где нет твоей истории, а точнее, никому твоя история не интересна, включая тебя самого, никто тебя не знает и не ждет, и в котором все начинается с начала, т.е. с нуля.

Маленькие провинциальные городки совершенно другие. В русском языке слово «провинциальный» несет в себе в основномнегативный смысл, означая недостаточный уровень культурности, простоватость и неготовность к быстротечным изменениям. Презрительно-уничижительная характеристика «провинция» сроднистоль же неприятной «деревенщине/лапотности». Столичные жители общаются с провинциалами снисходительно, как взрослые с детьми, забывая при этом о своих провинциальных корнях. А мне провинция нравится. Не то, что хочу туда переселиться на так называемое ПМЖ, а вот приезжать в гости к людям, которые «где родились, там и пригодились», люблю. Есть в удаленных от центральных мегаполисов «малых ойкуменах» свое неповторимое очарование и притяжение, сроднималеньким уютно-непритязательным дачкам, с их домашним уютом и доброжелательным приятием понятного и понимающего гостя.

Мой добрый друг, профессор Казанского федерального университета Завдат Сафин, давно приглашал посетить свои прикамские пенаты. Я, как водится, обещал, но свое обещание, естественно, по уважительным причинам не выполнял, всякий раз откладывая то, «что можно сделать сегодня», на потом. К счастью для меня, Завдат неизменно проявлял истинно татарское терпение и понимание, объяснения выслушивал, принимал и приглашал вновь. В какой-то момент «вода источила камень», решение, которое, по правде говоря, не являлось слишком сложным, было, наконец, принято, билеты куплены, поездка состоялась. За четыре дня было все, что предполагает формат дружеского общения: неспешные прогулки, долгие разговоры, успешная рыбалка, вкуснейшие шашлыки. Вся эта благодать сопровождалась умеренным питием местного самогона, изготовленного по традиционным рецептам, секреты которых, как гласит неизменная легенда, передаются от поколения к поколению, от дедов к отцам, а от тех, в свою очередь, к детям и внукам. В общем все, как всегда, и вместе с тем все в первый раз, а оттого интересно, неожиданно, неповторимо. Однако, с грустной закономерностью неизбежности наступил момент, когда были произнесены предполагаемые в подобных случаях тосты, отведаны многочисленные национальные яства, спеты застольные песни и возникло знакомое, в целом приятное, но, так сказать, предполагающее некое «продолжение банкета» чувство «пресыщенности настоящим» — вот именно здесь и сейчас вроде ничего не хочется и вместе с тем чего-то такого, не знаю какого, хочется.

«А бывал ли ты, мой друг, в Елабуге? И если нет, то не совершить ли нам непродолжительное приятное путешествие в этот древний русско-татарский городок?». Возражений не поступило. Как в таких случаях водится, в кустах вовремя и к месту оказался рояль, имевший внешнее выражение в блистающем свежеимплантированной белозубой улыбкой отставном полковнике Рафике и его породистом полноприводном четырехколесном скакуне.  Сборы были недолги. Дорога неутомительна. Елабуга очаровательна.

История этого весьма древнего (по российским меркам) городка имеет, как водится в отечественной городской историографии, два формата: мифологический — 1000-летний и реалистический, в соответствие с которым Елабуге, получившей свой городской статус по высочайшему екатерининскому указу 1780 г., сегодня чуть меньше 250 лет. Конечно, не Рим или, скажем, Иерусалим, но тоже очень солидно, намного больше, чем у таких отечественных мегаполисов, как Новосибирск, Хабаровск, Владивосток. Моему родному Железногорску до 100-летнего возраста, как отсюда до Парижа пешком, и ничего, никто из жителей особо не переживает, живут себе и живут. Кстати, поймал себя на мысли: а вот западные города, типа того же самого Парижа, Берлина, Рима, Венеции, занимаются историческими приписками или это, так сказать, наше российское ноу хау, обусловленное стремлением «быть не хуже»? Вопрос… Так вот, как и любой другой город/городок, переживший две минувших России и живущий в России современной, Елабуга имеет три достаточно ярко выраженных исторических составляющих: дореволюционную (досоветскую), советскую, постсоветскую. Сравнение трех городских культур, слитых в единую, ныне живущую Елабугу, привело меня к определенным выводам.

Во все времена Елабуга была городом небольшим, находящимся на периферии российской политики и экономики. В этом смысле елабужский городской статус серьезных изменений с течением времени не претерпел. А вот тенденции городского саморазвития и самоуправления существенным образом менялись в зависимости от «генеральной линии», проводимой российским государством, а точнее теми, кто от имени этого государства выступал.

В Российской Империи в уездной Елабуге проживало около 10 тысяч человек, среди которых было около 20-ти купцов-миллионщиков. Выгодное географическое расположение города, находящегося на пересечении торговых путей, вкупе с его компактностью обусловили быстрые темпы развития. При этом выстроилась прямая зависимость между ростом личного богатства городской элиты и общественного благосостояния. Богатые горожане, не скупясь, жертвовали на строительство храмов и образовательных учреждений. Их силами в городе был построен центральный водопровод, проведены телефонная связь и электричество, и все это в числе первых в России. Причины? Просто хотелось богатым людям с нормальным мышлением жить нормально, не хуже тех же европейцев, с которыми на тот период выстраивались вполне себе равные и взаимовыгодные экономические отношения. Богатели отдельные люди, богател город, соответственно, те, кто «пер паровозом», тянули за собой в «светлое будущее» остальных.

Однако будущее, начавшееся с приходом советской власти, оказалось не таким уж и светлым. Богатых уничтожили как класс, соответственно, не стало и частных инвестиций в городское хозяйство. Удел районных центров в советской России с ее централизованной системой распределения материальных и финансовых средств был незавидным. Известно, что остаточное финансирование в условиях постоянного товарно-денежного дефицита осуществляется по принципу, сформулированному нынешним премьером Д.А. Медведевым: «Денег нет, но вы держитесь, и хорошего вам настроения». Ну и держались, выживали, как могли. Во время войны были крупнейшим эвакуационным и госпитальным центром. После войны, так же, как и все остальные, поднимали хозяйство, отстраивались, обживались, жили…как все.

Елабуга современная, суть продолжение Елабуги советской. Те же проблемы районного масштаба, да и люди сегодняшние в большей своей части (пока) —  те, кто «рождены и сделаны в СССР». Но есть и заметные изменения. Появились «новые русские», о присутствии которых говорят шикарные особняки, элитные авто и дорогие магазины. Вместе с тем особым стремлением вкладываться в городскую жизнь, современные «хозяева жизни», не спешат. Может быть, потому, что помнят и учитывают исторический опыт, свидетельствующий о том, что государство российское, зачастую бывает неблагодарно к собственным создателям и защитникам, а может быть, потому, что сами еще не привыкли к собственному благополучию и не изжили «голодный синдром», полученный в наследие от советского прошлого. Кто его знает. Главное, что живет Елабуга – древний и вместе с тем современный российский провинциальный городок, помнящий свою историю и гордящийся ей. А еще в елабужских трактирах, коих сохранилось здесь немало, посетителей встречают вкуснейшей хреновухой, подаваемой в рюмках, называемых «елабужскими мухами». Название, как нетрудно догадаться, обусловлено размерами рюмки. В муху вмещается ровно 12 капель благословенного напитка — грамм 10, не больше. Вот и посчитайте, сколько мух необходимо для того, чтобы дойти до состояния «под мухой».

Хороший город Елабуга, и люди в нем живут хорошие. Дай Бог, чтобы подольше и получше им жилось, да и нам тоже.

comments powered by HyperComments

  Записи

1 2 3 5
Сентябрь 22nd, 2020

Новое — забытое старое

Полезная штука чтение. Причем не так важно, что читать: книги, статьи, рекламные объявления. Важно, получать информацию, являющуюся поводом для размышлений […]

Февраль 15th, 2020

Мы верим твердо в героев спорта

Братцы, что же это делается. Где же мы – поколение победителей, о котором говорил Президент в своем новогоднем (2020) обращении […]

Февраль 15th, 2020

Слабых бьют

Кто такой слабый? Тот, кто боится и тот, кого бьют. Кто такой сильный? Тот, кто не боится и кого не […]

Февраль 14th, 2020

Праздник как средство воспитания

    «Мы рождены, что б сказку сделать былью…». О чем мечтает среднестатистический россиянин. О многом. Естественно. Но есть то, […]

Февраль 12th, 2020

Может ли государство сделать меня и мою жизнь хорошими, или «неплохо» — лучше, чем плохо

Особенностью сегодняшнего восприятия русским (а я себя считаю именно русским) человеком самого себя является то, что он начинает осознавать собственную […]

Январь 30th, 2020

Свет и тень

Мы живем в двухмерном мире и воспринимаем его двухмерным сознанием. И это просто. И это правильно. Черное — белое. Добро […]

Январь 22nd, 2020

МЫ и они

Во всех, ну или по крайней мере во многих языках использование парных противоположных (полярных) категорий — антонимов, дается либо через […]

Январь 18th, 2020

Поколение без колеи

В последнее время часто можно услышать о том, что мы – Россияне – поколение победителей. Или, точнее не совсем мы, […]

Январь 14th, 2020

Скорость времени

Время скоротечно. Из чего это следует, и кто это доказал? Можно ли вообще говорить о скорости течения времени? Если да, […]

Июнь 11th, 2019

Простота спасет мир…или не спасет

Президент России Владимир Путин считает, что Великобритании пора забыть об истории с отравлением бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Солсбери: «Надо, […]