Что такое ценность, все ли в жизни можно оценивать, существуют ли бесценные вещи, могут ли ценности обесцениваться?
Ценность, так же как и оценка понятия субъективные. Голодающий отдает золото и шедевры мировой живописи (если таковые у него имеются), за несколько буханок хлеба и мешок крупы. Спортсмен гробит здоровье ради получения символического значка, медали, звания. Альпинисты рискуют жизнью поднимаясь на вершины, с единственной целью – дойти до крайней точки и несколько минут постоять там, «где до них никто еще не был». Большинство людей считают «общезначимыми ценностями» деньги, жизнь, карьерные «ступени и этажи».
Что же такое ценность? То что у тебя есть либо то, к получению чего ты стремишься, и за обладание чем ты готов платить «настоящую» цену, в том числе, если придется, жертвовать собственной жизнью. Когда-то в советском детстве я искренне считал, что золотая звезда «Героя СССР» адекватная плата за человеческую жизнь. Зная то, как получают эти звезды многие современные «российские герои», сейчас я так не считаю. Это не означает, что в моем сознании произошла переоценка подвига как такового. И во время Великой Отечественной войны, и в Афгане, и в Чечне, воин вызывавший огонь на себя, закрывающий своим телом товарища совершал подвиг, за который заслуженно получал звание Героя, к сожалению, как правило, посмертно. Однако уже в послевоенном СССР, «героев» начали раздавать по поводу и без повода, что способствовало обесцениванию этой высшей государственной награды. В современной России эта негативная традиция продолжилась. Получается, что для получения «звездочки» рисковать жизнью и совершать геройский подвиг совсем не обязательно. То есть вполне возможна ситуация когда «героем», в смысле обладания званием, вполне может стать не герой. В одном из своих ранних эссе, я проблему героизма затрагивал, отмечая нелогичность таких словосочетаний как дважды, трижды, четырежды герой. Незабвенный «дорогой» Леонид Ильич Брежнев, собиравший как истовый коллекционер всевозможные ордена, умудрился стать «пятнадцатижды» героем различных государств входивших в 70-е года прошлого века в Мировую социалистическую систему.
Вообще в Советском Союзе отношение к проблеме символических ценностей в виде государственных и ведомственных наград, а также различных почетных званий, было очень серьезным. Подобное отношение обусловливалось, прежде всего, тем, что материальные ценности в государстве «строителей коммунизма» были объявлены пережитками прошлого, а корысть рассматривалась как отклонение от «социалистической морали». Вообще личное богатство в государстве где частная собственность и конкурентный рынок были запрещены, являлось не только аморальным, но и попросту опасным. В Советском Союзе активно велась борьба с нетрудовыми доходами, получение которых каралось вплоть до применения к их получателям высшей меры наказания. Почетные звания, в свою очередь были призваны заменить систему званий сословных. Причем если последние могли передаваться по наследству и тем самым выступать в качестве средства обособления «благородных» сословий от «простых», то советские почетные звания всецело зависели от государства, которое звание могло дать, и в тоже время, звания могло лишить. С течением времени подобная практика получила законодательное закрепление и вплоть до настоящего времени существует в виде самостоятельного уголовного наказания в виде «Лишения воинского, специального, почетного звания». Ну если с ценностью наград и званий разобрались, то пойдем дальше.
Являются ли сами по себе ценностями жизнь и деньги. Ну с деньгами более менее ясно. Как говориться: «Важны не деньги, а их количество». Соответственно ценность заключается не в наличии денег как таковых, а в возможности эти деньги с удовольствием, либо в случае необходимости тратить в тех объемах, которые предполагает получение желаемой ценности, не важно, что в качестве таковой рассматривается: телевизор или автомобиль, лекарство или операция, поход в ресторан или установление мирового господства. Ценность денег в их способности и предназначенности выступать в качестве универсального эквивалента оценки. Можно ли говорить о том, что деньгами нельзя измерить всего, что так или иначе связано с человеческой жизнью и в первую очередь, нельзя деньгами оценить саму жизнь. И да, и нет. Что касается денежной оценки жизни, то безусловно жизнь нельзя купить как вешь, которую можно затем перепродать, обменять, подарить, завещать. Вместе с тем, стоимость жизни закладывается в соответствующий договор страхования, ознакомление с условиями которого, позволяет сделать вывод о том, что жизнь железнодорожного пассажира, стоит гораздо дешевле, чем жизнь такого же пассажира, однако выбравшего для передвижения в пространстве не поезд, а самолет. В свою очередь жизнь пассажира летающего самолетами Пан Американ, на порядок дороже жизни того, кто предпочитает отечественный Аэрофлот. То же самое можно сказать о ценности любви, дружбы, родины. Эти и другие, подобные им абстракции, наполняются различными смыслами и могут для одних представлять собой ценности «высшей пробы», а для других выступать в качестве «разменной монеты». При этом анализ исторического прошлого собственной страны, позволяет говорить о том, что многие ранее занимавшие высокие посты государственные и общественные деятели привычно говорившие о бесценности каждой человеческой жизни, с легкостью принимали решения об отправке российских военных контингентов для выполнения «интернационального долга» в страны с сомнительными политическими режимами. Разговоры о ценности Родины/Отчизны, в реальности оборачивались пристройством собственных детей на «теплые места» в критикуемой, но вместе с тем желанной «западной сторонушке», в банках которой открывались счета, где накапливались средства полученные от «каторжного» труда во благо Великой России и народа русского, а также приобретались замки, яхты, самолеты и тому подобные приятные сердцу безделушки.
Особенность современной России в ее переходном состоянии. Перестав быть страной с социалистической системой ценностей, капиталистической страной, подобной тем которые сложились в Западной Европе и Северной Америке, Россия не стала и судя по динамике социально-политических и экономических преобразований если и станет когда-то, то очень не скоро, по крайней мере, точно не при нынешней государственной власти. Нам в очередной раз, говорят о собственном уникальном пути, великой миссии и враждебном окружении. При этом в системе ценностей причудливым образом сочетаются ценности социалистической и капиталистической цивилизаций.
Господа артисты с одинаковым рвением стремятся и к званиям «заслуженных» и «народных», и к государственным орденам, и к «достойным» гонорарам. А в той же самой Америке, к примеру, где театр и кино развиты по меньшей мере не хуже чем у нас, нет ни заслуженных артистов, ни заслуженных деятелей искусств, да и не слышал я, что бы Сталоне или Шварцнегера, орденами награждали. Все же у капиталистов, все как то попроще, что ли. Зарабатываешь деньги не важно на каком поприще, это твой бизнес. В успехе бизнеса заинтересован в первую очередь тот, кто им занимается. Государство бизнес поощряет, поскольку чем больше богатых и достойно обеспеченных людей в государстве, тем большую ценность такое государство представляет. И для тех кто в нем живет, и для тех, кто с ним общается. И никого убеждать в том, что Родина – это ценность, не надо. В России ситуация несколько отличная. Великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин, давно уже сказал фразу, которая не утратила актуальности вплоть до настоящего времени: «Когда начинают часто говорить о патриотизме, значит – опять что-то украли». Сегодня в России про патриотизм говорят очень много.
comments powered by HyperComments